- ГЕЙНИКЕ (Heinicke), Самуэль
- (1727 - 1790)немецкий педагог. Был учителем немецкого языка, предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению («Новая азбука и чтение», 1762). Одновременно вел педагогическую работу с глухими детьми. В 1778 г. открыл в Лейпциге первый в Германии институт для глухих (ныне школа его имени). В институте было 15 воспитанников. Свою главную задачу видел в том, чтобы обучить глухих устной речи. Наряду с этим он прививал навыки счета, письма, а также заучивания молитв. Подготовке к конфирмации придавал важное значение и использовал этот акт как одно из средств демонстрации успехов глухих учащихся в их приобщении в дальнейшем к общественной жизни (конфирмация глухих в 18 веке устраивалась в исключительных случаях). Свою систему обучения называл «устным методом», однако в своих трудах («Наблюдения над немыми и человеческой речью», 1778; «Об образе мыслей глухонемого», 1780) недостаточно раскрыл его содержание. В книге «Арканум» (1772) указано лишь, что обучение строилось на основе ассоциаций звуков со вкусовыми ощущениями. Позиция Гейнике вызвала возражения со стороны Ш.М. Делепе, отмечавшего противоречия между задачами общего развития глухого ребенка и возможностями овладения им произношением.Система Гейнике приобрела широкое распространение в Германии. Впоследствии на основе «устного метода» были уточнены и усовершенствованы методики обучения глухих устной речи. Полемика Гейнике и Делепе по сей день остается основой острой дискуссии сторонников различных сурдопедагогических систем.
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..