- ФРЕЙД (Freud), Анна
- (1895 - 1982)австрийский психолог, специалист в области детского развития и психотерапии. Дочь З. Фрейда, единственная из шести детей основателя психоанализа, продолжившая дело отца и развившая его учение применительно к детскому возрасту. Получила педагогическое образование, в 1915 - 1920 гг. работала учителем начальной школы. В то же время освоила теорию и методику психоанализа под руководством отца. С 1923 г. открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 г. эмигрировала в Великобританию, где работа в созданных ею яслях в Лондоне. Там же в 1947 г. ею открыты курсы детских психоаналитиков, ставшие крупным европейским психоаналитическим центром.В ранних трудах «Введение в технику детского психоанализа» (1927) и «Введение в психоанализ для педагогов» (1930) выделила специфику детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии, отличного от «взрослого» аналога. При этом выступила против упрощенного понимания психоанализа, при котором детская игра переводилась в символы сексуальности. В 1936 г. вышел основной теоретический труд «Я и механизмы защиты», в котором детально проанализированы механизмы психологической защиты сознания от травмирующих воздействий (вытеснение, отрицание, регрессия и др.).В годы 2-й мировой войны на обширном материала подопечных детей в своих яслях изучала влияние психической депривации на развитие ребенка, особенно в случаях разлучения с матерью. Не подвергая сомнению существование постулированного Фрейдом Эдипова комплекса, исследовала его проявления при отсутствии «эдипального объекта» - отца. С этих же позиций в послевоенное время ею проведено исследование детей, переживших заключение в фашистских концлагерях. В 1965 г. вышел обобщающий труд «Норма и патология детского развития». Разрабатывая и наполняя конкретным содержанием основные положения классического психоанализа А. Фрейд подробно описала закономерности смены фаз развития ребенка, рассмотрела широкий спектр психических нарушений - от «обыкновенных» трудностей воспитания (страхи, упрямство, нарушения сна и аппетита) до тяжелых аутических расстройств и предложила практические методы их лечения.Соч. (в рус. пер.): Детский психоанализ. - СПб., 2003; Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. "Я" и механизмы защиты. - М., 2004.
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..