трудные дети

трудные дети
   категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к Т. д. отнят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Т. д. - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике.
   В отечественных психолого-педагогических науках в 20-30-е гг. 20 в. данным термином обозначали практически всех детей, чье обучение и воспитание представляли значительные трудности. К Т. д. фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и других детей, которых также характеризовали как «морально дефективных». В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда и др. было показано, что так называемая моральная дефективность не является изначально присущей отдельным детям особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных.
   В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
   Одной из причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Ребенок, страдающий, например, психопатией или РДА, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т. к. подобные отклонения подлежат преимущественно медицинской коррекции. Если поведение ребенка заставляет заподозрить наличие у него нервно-психических отклонений, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными). В отдельных случаях рекомендуется индивидуальное обучение.
   Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями. Которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления алкогольного синдрома (возникающие вследствие алкогольной интоксикации плода на пренатальной стадии развития). К так называемым нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития. Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.
   В большинстве случаев медицинское обследование Т. д. констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними факторами - социальными и педагогическими.

Дефектология. Словарь-справочник . .

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "трудные дети" в других словарях:

  • ТРУДНЫЕ ДЕТИ — Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внеш. проявлениям его индивидуально психол особенностей, служащих препятствием для нормального протекания …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Трудные дети —     категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально психологических особенностей, служащих пре пятствием для… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дети — так называют людей на начальном этапе жизни с момента рождения. Но дети – это и естественное родство, ближайшие потомки человека. Родители над детьми по природе и по закону имеют власть и выполняют по отношению к ним большие обязанности. Одна из… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Дети шпионов 3: Игра окончена (фильм) — Дети шпионов 3 D: Конец игры Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Дети шпионов 3-D: Конец игры — Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Дети шпионов 3-D: Конец игры (фильм) — Дети шпионов 3 D: Конец игры Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Дети шпионов 3D: Игра окончена (фильм) — Дети шпионов 3 D: Конец игры Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Дети шпионов 3D: Игра окончена — Дети шпионов 3 D: Конец игры Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Дети шпионов 3D: Конец игры (фильм) — Дети шпионов 3 D: Конец игры Spy Kids 3 D: Game Over Жанр приключения семейный Режиссёр Роберт Родригес Автор сценария …   Википедия

  • Петров, Валерий Иванович — род. 16 мая 1929 в Воронеже. Композитор. Кандидат искусствоведения (1954), диссертация "Увертюры советских композиторов для военно духового оркестра". В 1949 окончил Высшее училище военных дирижеров, в 1954 адъюнктуру Ин та военных… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»