- слепоглухонемота
- наиболее тяжелая форма сложного дефекта, для которой характерно поражение зрительного и слухового анализатора. У слепоглухонемых детей без специального обучения не происходит формирования речи. В современной дефектологической литературе понятие «С.» иногда заменяется понятием «слепоглухота», поскольку обучение детей с этим сложным дефектом продемонстрировало возможность формирования у них не только дактильной и письменной речи, но также и устной.Тотальная С. (сочетание полной слепоты и глухоты) встречается редко; в большинстве случаев дети с этим дефектом обладают либо остаточным зрением, либо остаточным слухом, либо их сочетанием.Уже во второй половине XIX в. была продемонстрирована принципиальная возможность обучения слепоглухонемых детей (Мари Эртен - во Франции, Лоры Бриджмен - в США). Наиболее успешным был опыт американского педагога А. Сулливан, чья воспитанница Елена Келлер достигла весьма высокого уровня личностного и интеллектуального развития. В России первым в деле обучения и воспитания слепоглухонемых был И. А. Соколянский; его воспитанница О. И. Скороходова - кандидат педагогических наук. В 1963 г. в г. Загорске (ныне - Сергиев Посад) основана уникальная школа-интернат, где осуществляется обучение и воспитание слепоглухонемых детей.
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..