- АДЛЕР (Adler), Альфред
- (1870 - 1937)австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 г. доцент Венского института педагогики, с 1929 г. профессор психологии Колумбийского университета (Нью-Йорк). В начале деятельности Адлер - последователь З.Фрейда, но в 1912 г. заявил об отходе от психоанализа. Отрицая биологизм Фрейда, Адлер наделяет личность социальными побуждениями. Центральным в концепции Адлера является принцип компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству. Последнее проявляется уже в первые 4 - 5 лет жизни ребенка в виде «цели победы», которая направляет его помыслы и действия, создает определенный «стиль жизни», обеспечивает равновесие личности. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности приводит к различным видам компенсации. Соответственно главная задача воспитания состоит в нейтрализации чувства неполноценности за счет направления его компенсации в полезное для общества русло и укрепления «социального чувства». При неправильном педагогическом воздействии чувство неполноценности может перерасти в невроз. Взгляд на неврозы, их генетические корни и способы их лечения Адлер распространил на всю психическую жизнь людей. Идеи Адлера в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизм и получили широкое распространение в психологии и педагогике Западной Европы и США.Соч. (в рус. пер.): Понять природу человека. - М., 1997; Очерки индивидуальной психологии. - М., 2002; Теория и практика индивидуальной психологии. - СПб., 2003.♦ Лит.: Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997. - С. 139 - 151; Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001. - С. 117 - 145;; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. - М., 2002. - С. 146 - 151.
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..