агрессивное поведение

агрессивное поведение
   враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А. п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации (см. Адаптация социальная) ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Неизжитая склонность к А. п. часто свидетельствует о недостатках воспитания, но в ряде случаев является симптомом психических расстройств.
   Существует множество приемов, с помощью которых можно добиться изменения поведения в желательную сторону. Однако они оказываются по существу малоэффективны без коррекции внутренней системы побуждений. Порой приходится признать, что “исправившийся” задира и безобразник лишь “затаился”. Не устраненные внутренние импульсы его деструктивности при этом продолжают накапливаться и рискуют прорваться в самой непредсказуемой форме.
   Природу этих импульсов ученые объясняют по-разному, и, пожалуй, каждая их версия содержит рациональное зерно. Один аспект детской агрессивности отмечается в некоторых работах, но практически никем еще не был досконально изучен. Это компенсаторный характер некоторых деструктивных действий, которые, как можно предположить, направлены на избавление самого агрессора от чувства неполноценности, обделенности, ущербности. Часто такого рода поступки могут производить впечатление вовсе не мотивированных, то есть всецело продиктованных якобы порочной натурой агрессора. Мотив тут, однако, присутствует. Им выступает “восстановление справедливости”, месть за поруганное достоинство, направленная, однако, не на непосредственный источник унижения (что небезопасно), а на объект беззащитный, возможно и вовсе неодушевленный. Соответствующие поступки могут совершаться исподтишка или в такой ситуации, которая позволяет агрессору оставаться неуязвимым. Понятно, что со стороны это производит особенно отвратительное впечатление.
   По мнению А. Адлера, ощущение собственной неполноценности неизбежно возникает у любого ребенка в процессе становления его самосознания. Причина тому очень проста и вполне очевидна: по сравнению с сильными, компетентными и умелыми взрослыми ребенок еще очень мал, слаб, неумел, знает еще очень мало - а ведь для детей, как и для некоторых взрослых, недостаток знаний равносилен глупости. На фоне взрослых ребенок, в самом деле, выглядит, а в известном смысле и является неполноценным. Это особенно справедливо в отношении аномальных детей (их изучение в первую очередь и натолкнуло Адлера на создание соответствующей концепции), чья неполноценность на фоне здоровых сверстников выступает объективно и может явиться источником тяжелых эмоциональных переживаний.
   Однако, если быть верным первоисточнику, “чувства неполноценности сами по себе не являются ненормальными; они - источник всех улучшений в жизни человека и человечества”. Здоровое стремление компенсировать свою слабость, преодолеть неполноценность является движущей силой развития и роста - в меньшей мере физического, в исключительной мере - интеллектуального и личностного. Когда такое здоровое стремление блокируется, чувства неполноценности и впрямь могут принять болезненные формы и вылиться в нездоровые проявления. Агрессивность - одно из них.
   Таким образом, агрессивность, вероятно, следует рассматривать не как самостоятельное явление (по крайней мере - в определенных случаях), а как симптом внутреннего неблагополучия, неудовлетворенности своим положением в отсутствие видимых перспектив его улучшения. В таких случаях эффективная коррекция А.п. с необходимостью требует адекватной диагностики этого самого неблагополучия, устранения его причин. Последнее, в свою очередь, требует открыть перед ребенком реальные перспективы выхода из личностного тупика.

Дефектология. Словарь-справочник . .

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "агрессивное поведение" в других словарях:

  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — у животных (франц. aggressif нападающий, воинственный, от лат. aggredi ог нападаю), действия животного, адресованные др. особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физич. травм. Обычно А. п. рассматривается как составная… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Агрессивное поведение — – враждебные действия, целью которых являются причинение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть: 1) непосредственным, прямым, т. е …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Агрессивное поведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия …   Википедия

  • агрессивное поведение — agresyvus elgesys statusas T sritis švietimas apibrėžtis Puolamojo pobūdžio bendravimas su aplinka. Priežastys gali būti įvairios: bejėgiškumas, kai reikia įveikti kliūtis (frustracija), siekimas įveikti prieštaravimus, noras laimėti varžybas,… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • агрессивное поведение животных — Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма поведения животных. Специфика. Направлено на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Виды: • в ситуации добычи или защиты; • в ситуации… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессивное Поведение Животных — поведение , направленное на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Может реализовываться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализированной борьбы, когда противоборство между соперниками… …   Психологический словарь

  • Агрессивное поведение — (от лат. aggredior нападаю, франц. agressif вызывающий, нападающий, воинственный)     мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее… …   Педагогический терминологический словарь

  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (франц. agressif вызывающий, воинственный, от лат. aggredior нападаю), действия, имеющие целью причинение морального или физич. ущерба другим. В психологии существует множество объяснений природы агрессивности: в психоаналитич. традиции А. п.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Агрессивное поведение животных — [лат. aggressus нападающий] формы поведения животных, напраиленные против представителей своего собственного вида (внутривидовое А. п. ж.); реже этот термин употребляется по отношению к межвидовому поведению. А. п. ж. проявляется в виде… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Агрессивное поведение — – специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных. Биологическое значение А. п. заключается в обеспечении… …   Словарь дрессировщика

  • Агрессивное поведение — (от лат. aggressio нападение) враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А,п.… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»