ЛУРИЯ, Александр Романович

ЛУРИЯ, Александр Романович
 (1902 - 1977)
   психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук, профессор (1944). Окончил Казанский университет (1921) и! - й Московский медицинский институт (1937). В 1921 - 1934 гг. на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. профессор МГУ, с 1966 г. зав. кафедрой нейро - и патопсихологии факультета психологии МГУ.
   Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
   В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
   Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
   ◙ Соч.: Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1927; Мозг человека и психические процессы. Т. 1 - 2. - М., 1963 - 1970; Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. - М., 2003; Основы нейропсихологии. - 3-е изд. - М., 2004.

Дефектология. Словарь-справочник . .

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЛУРИЯ, Александр Романович" в других словарях:

  • Лурия, Александр Романович — Дата рождения: 16 июля 1902(1902 07 16) …   Википедия

  • Лурия Александр Романович — (1902–1977) российский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20 х гг. аффективные состояния человека (см. аффект), разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (1902 77) российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лурия Александр Романович — [родился 3(16).7.1902, Казань], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Профессор МГУ (с 1945), заведующий кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ (с 1967). Окончил факультет общественных наук… …   Большая советская энциклопедия

  • Лурия Александр Романович — Александр Романович Лурия (16 июля 1902, г. Казань 14 августа 1977) известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук… …   Википедия

  • Лурия Александр Романович — (1902 1977), психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. * * * ЛУРИЯ Александр Романович …   Энциклопедический словарь

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (1902 1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (16(29).07.1902, Казань 14.08.1977, Москва)    психолог, теоретик психологической науки. Окончил Казанский ун т по ф ту общественных наук(1922) и 1 й Московский медицинский ин т (1937). Д р педагогических наук (по психологии, 1937), д р… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЛУРИЯ Александр Романович — [з (16)Л. 1902, Казань, 14.8.1977, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д р пед. (1937) и мед. (1943) наук, проф. (1944). Окончил Казанский ун т (1921) и 1 й Моск. мед. ин т (1937). В 1921 34 на науч. и пед. работе в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Лурия, Александр Романович — Род. 1902, ум. 1977. Психолог, специалист по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Стоял у истоков нейропсихологии. С 1947 г. академик АПН РСФСР, с 1968 г. АПН СССР …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лурия, Александр Романович — (1902 1977)     психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Вёл научную и преподавательскую работу в Казани, Москве и Харькове. С 1945 профессор МГУ (с 1966 зав. кафедрой… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»